Германия. Шпайерский собор.

Шпайерский собор (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) — большой имперский собор в городе Шпайер. Самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле. С 1981 года — объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Построен в 1030—1061 годах императорами Священной Римской империи. В то время в Шпайере жило около 500 человек, и Шпайерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.
В течение тысячи лет собор неоднократно реставрировался и дополнялся, менял свой внешний вид. Самая большая катастрофа в истории собора имела место в 1689 году, когда солдаты французского короля Людовика XIV разрушили его, оставив почти только стены, и осквернили находящиеся в соборе захоронения. В 1772—1784 годах собор был реставрирован и дополнен вестибюлем и фасадом, однако вскоре снова захвачен и осквернён французами. В 1846—1853 состоялась полная реставрация и украшение величественными фресками на средства баварского короля Людвига I.

  • Собор настолько большой, что полностью сфотографировать его можно только издалека. Вид с юго-запада. На этой фотографии хорошо видна разница в цвете материалов между основным храмом и западным фасадом, полностью уничтоженным французами в 1689 году, и отстроенным заново в середине 19 века.

  • Вид на собор с севера

  • Несколько фотографий южной стены собора

  • Восточная часть собора с апсидой хоров.

  • Вестверк (западный фасад), восстановленный в неороманском стиле в середине 19 века

  • Центральный портал

  • Бронзовая дверь собора со сценами из Ветхого и Нового заветов.

  • Бронзовая дверь изнутри

  • Центральный неф. Высокие своды, слепые аркады.

  • Под окнами верхнего яруса картины на библейские темы в стиле назарейцев. Назаре́йцы или назаре́и (нем. Nazarener), официально «Союз святого Луки» (нем. Lukasbund) — группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. Известны полотнами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стилизованными под итальянское искусство XV века (раннее Возрождение).

  • На стенах боковых нефов барельефы на темы станций Крестного пути (Via Dolorosa)

  • Западная стена с органом и центральной бронзовой дверью

  • Продольный неф перед средокрестием. Слева второй орган собора и статуя Марии, имени которой официально посвящен собор

  • Своды центрального нефа

  • Необычная подставка для свечей

  • Средокрестие - купол и своды поперечного нефа

  • Хоры находятся на возвышении. Две фотографии двух сторон центрального нефа с хор.

  • Хоры

  • Боковые нефы

  • Скульптурная группа "Масличная гора" посвящена событиям в Гефсиманском саду в вечер ареста Иисуса. Стояла в центре клуатра, построенного в начале 16 века. После пожара 1689 года клуатр не стали восстанавливать, чтобы обеспечить свободный подход к собору со всех сторон. Скульптура также сильно пострадала при пожаре, но полностью восстановлена так и не была.