Германия. Кёльнский собор

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в городе Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.
Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.
Места, на которых сегодня находится собор, являлись, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживавших здесь христиан. В северной части города в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Последний, освящённый в 870 году Старый собор, был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов.
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов Священной Римской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.
Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система.
Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен.
В XIV в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора.
В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня, работы над которой были прекращены уже около 1450 года, упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями.
Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.
Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора.
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.
Возможное объяснение этому факту может дать средневековая легенда. Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать.
Есть еще страница Горгульи в Кёльне

  • Западный фасад, построенный в 19 веке. Но работы продолжаются - на левой башне строительная кабина (см. введение...)

  • Западный портал имеет три входа. Слева - портал Трех Королей, построенный в 1880 году. Справа - портал св. Петра, созданные в 1380 году. Это единственный портал средневекового собора. В середине - главный портал. Он не имеет собственного имени, просто - Главный.

  • Главный портал

  • Фигура Девы Марии на главном портале

  • Портал св. Петра. От средневекового портала конца 14 века сохранились не все фигуры - только три слева и две справа. Разницу в фигурах 14 и 19 веков можно заметить по их цвету

  • Южный фасад. Слева - портал святой Урсулы, в центре - портал Пасхи, справа - портал св. Гереона. Все скульптуры относятся к середине 19 века. Во многом благодаря этим скульптурам южный портал собора относится к шедеврам неоготики.

  • Восточная сторона собора. Апсида вокруг хоров относится в средневековой части собора.

  • Львиный фонтан со южной стороны собора

  • Центральный неф имеет длину 144 мм и является самым большим в Германии, и одним из самых больших в мире. Высота свода 43,35 метра, что делает Кёльнский соборо по этому показателю четвертым собором в мире после собора Пальма-де-Майорка (43,74 мм), Миланского собора (46,80 м), и собора в Бове (48,50 м).

  • Собор построен по классической трехъярусной схеме готических храмов - над арками, отделяющими боковые нефы от среднего, находится трифорий - узкая невысокая декоративная галерея.

  • В Кёльнском соборе несколько органов - два малых и два больших. Один из больших органов собора расположен в главном нефе перед средокрестием (местом пересечения основного и поперечного нефа). На этой фотографии за органом влево уходит левая часть поперечного нефа.

  • Правая (южная) часть поперечного нефа

  • Левая (северная)часть поперечного нефа

  • Средокрестие (место пересечения продольного и поперечного нефа). В центре алтарь средокрестия...

  • Галерея вокруг хоров

  • Вид с галереи вокруг хоров на стены над хорами. Фрески с ангелами выполнены в 1838 году.

  • Главная реликвия Кёльнского собора. - Рака Трех Королей. В ней хранятся мощи Трёх королей (Трех царей-волхвов).
    Рака трёх царей-волхвов (нем. Dreikönigsschrein) — самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр средневекового лотарингского искусства.
    Изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.
    Мощи трех царей были вывезены из Константинополя в Милан в 344 г. Восемь столетий спустя, в 1164 г., Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю.
    Николай Верденский, знаменитый на всю Европу золотых дел мастер, начал работу над тройным реликварием в 1181 году. Каждый из трёх царей покоится в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Её ширина 110 см, высота 153 см, длина 220 см.
    По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных каменьев и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.

  • Над выходом галереи вокруг хоров в северный поперечный неф установлена художественная перемычка.

  • В северной части поперечного нефа установлен второй основной орган собора.

  • Скульптура Мадонны...

  • Крест Геро. Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Оттона I. Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперёд, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом

  • Окно на южной башне фасада, божественная история от сотворения мира до Нового завета, 1884 г.

  • Оплакивание Христа, 1847 г.

  • Окно Троицы (Сошествие святого Духа), 1848 г.

  • Окно северного трансепта, 1865 г.

  • Большое окно на западном фасаде (высота окна 22 метра), 1865 г.

  • Фрагмент большого окна на западном фасаде

  • Окно бокового нефа с северной стороны, Рождение Христа, 1508 г.

  • Центральное окно на северной стороне, с мотивами рождения Христа и истории Кёльна 1509 г.)

  • Фрагмент центрального окна на северной стороне, 1509 г.

  • Фрагмент центрального окна с северной стороны, 1509 г.

  • Витраж со сценами из жизни св. Петра, 1509 год

  • Фрагмент витража св. Петра, 1509 г.

  • Окно южной стороны, Три Короля (Святые Волхвы), 1846 г.

  • Фрагмент окна Трех Королей