Италия_Сиена

Сиена (итал. Siena) — город в итальянском регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции, один из крупнейших туристических центров Италии. В Средние века — столица Сиенской республики, средоточие художественной жизни эпохи треченто. Хорошо сохранившийся средневековый центр Сиены находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Согласно римскому преданию, Сиена была основана Сением (Senius) и Аскием — сыновьями Рема и, соответственно, племянниками Ромула. Близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена. Эта легенда нашла отражение в гербе города — младенцы Ромул и Рем, сосущие волчицу.
В XII веке горожане Сиены взяли управление городом в свои руки. На протяжении всего XIII века Сиенская республика оставалась одним из самых процветающих государств Италии. Здесь рано стало развиваться банковское дело. Основным соперником Сиены выступала Флоренция, которая пользовалась поддержкой папства. Это заставило Сиену примкнуть к числу проимперских городов Италии (гибеллины). Территориальным диспутам двух республик временно положила конец битва при Монтаперти (4 сентября 1260), в которой флорентийцы потерпели жестокое поражение.
Снижение имперского влияния на итальянские дела подорвало политико-экономическое господство Сиены в Тоскане. Способствовали этому процессу и римские папы, наложившие санкции на купцов из враждебного им города. Смена республикой ориентации на пропапскую сопровождалась переменами в составе правящей элиты.
В 1348 году Сиену опустошила «Чёрная смерть», наступил период экономического застоя. В эпоху кватроченто (XV век) Сиена окончательно уступила культурное и коммерческое первенство среди городов Тосканы своему извечному сопернику — Флоренции.
В 1555 году Сиена была осаждена испанскими войсками. На протяжении 18 месяцев город героически сопротивлялся захватчикам. 21 апреля испанские солдаты вошли в город, Сиенская республика была низвержена, через 2 года город был включён в состав великого герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. С тех пор Сиена превратилась в политическое и культурное захолустье, новые здания в ней почти не строились, что позволило городу сохранить до наших дней свой средневековый облик.

Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta) — главная церковь Сиенской республики, важнейший памятник итальянской готики.
Собор был спроектирован и построен в период с 1215 года по 1263 год на месте более раннего здания. Собор имеет форму латинского креста со слегка выступающим трансептом. Также собор имеет колокольню. Купол покоится на восьмиугольном основании при поддержке колонн. Купольный фонарь был добавлен Джованни Лоренцо Бернини. Неф отделён от двух проходов полукруглыми арками.
Снаружи и изнутри собор отделан белым и зеленовато-чёрным мрамором с добавлением красного мрамора на фасаде. Чёрный и белый — геральдические цвета Сиены, их происхождение связано с белой и чёрной лошадьми основателей города, Сения и Аския.

  • Задняя часть собора выходит на одну из основных улиц Сиены.

  • Лестница, ведущая к собору.... В середине 14 веку жители Сиены на пике своего могущества решили построить собор, не уступающий собору своего основного врага - Флоренции. Но после эпидемии чумы в 1348 году работы были прерваны. На фотографии виден готический портал, который должен был стать боковым входом в новый собор.

  • Незавершенный новый собор

  • Колокольня была закончена в 1313 году. Её высота 77 метров. Как и основной собор, она двухцветная - чередуются полосы белого и зеленого цвета.

  • Колонна на площади перед собором - Ромул и Рем, сосущие волчицу.

  • Статуи на фронтоне собора.

  • Интерьер Сиенского собора - центральный неф от входа до алтарной части.

  • Одной из основных достопримечательностей Сиенского собора является его пол, состоящий из 56 изображений. Они были созданы в период с 14 по 16 века методом мраморной инкрустации (в центральном нефе есть одно более ранее мозаичное изображение).
    На фотографии - изображение "Сиенская волчица среди гербов городов-союзников". Сиена присвоила себе легенду о "римской" волчице. Рим здесь изображен в виде слона...

  • Во время войны между гвельфами (приверженцами папы) и гибеллинами (приверженцами императора) Сиена сначала была на стороне гибеллинов. Результат - большой розон с императорским орлом.

  • Куманская сивилла

  • Эритрейская сивилла

  • Аллегория холма Знания. Её создавал Пинтуриккьо

  • Фрагмент изображения Бенвенуто ди Джовании "Изгнание Ирода". Здесь хороша видна техника - на мрамор наносятся царапины и желобки, которые потом заполняются сажей или черным гипсом.

  • Окно-роза на фасаде. "Тайная вечеря", 1549 год

  • Картина кисти Пинтуриккьо над входом в Библиотеку Пикколомини (см. далее)

  • Под куполом установлено шесть больших позолоченных статуй, представляющих шесть основных сиенских святых.

  • Купол проектировал сам Бернини, только он получился заметно ассиметричным

  • Алтарь 15 века.

  • В апсиде - окно-роза 13 века.

  • Над хорами и центральным нефом - бюсты пап (всего 171 бюст)

  • Библиотека Пикколомини была создана по заказу сиенского кардинала Пикколомини, будущего папы Пия III, для хранения книжного собрания его дяди, папы Пия II. Стены библиотеки украшены фресками со сценами из жизни Пия II работы Пинтуриккьо.

  • Фасад собора состоит из двух частей. Нижня часть была создана Джованни Пизано в 1284-1317 годах в переходном романско-готическом стиле. Пизано также создал все украшения и статуи фасада.
    Верхняя часть фасада завершена позже в стиле пламенеющей готики. Продолжительность работ объясняет несимметричность фасада.

  • Горгульи Сиенского собора представлены в соответствующем разделе

  • Колокольня Сиенского собора

  • В новейшее время основное строительство велось в Сиене за пределами средневековых стен города. Благодаря этому в Сиене лучше, чем в других крупных центрах Тосканы, сохранился средневековый город с узкими вьющимися улочками, застроенными старинными палаццо.

  • Средоточием жизни Сиенской республики служила обширная Пьяцца дель Кампо — площадь в форме раковины.

  • На площадь выходит выстроенная в 1297—1310 годах ратуша Палаццо Пубблико. К ратуше примыкает символ могущества и независимости средневековой Сиены — грациозная 102-метровая башня Торре дель Манджа, возведённая в 1338—1348 годы.

  • С противоположной стороны площади можно видеть Фонтан Радости, который спроектировал в 1419 году Якопо делла Кверча.