На обратном пути, как обычно, заехали в Великий Новгород. Мы там ночуем. Но у меня же новая оптика! Значит, нужно идти в Кремль. И погода способствует.
Впервые Новгородский Кремль (Детинец) упоминается в рукописях в 1044 году. Сегодня является частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на берегу реки Волхов. Мы подходим к Кремлю со стороны, противоположной реке. На первой фотографии башни Кремля Покровская (слева) и Кокуй.
А это Митрополичья башня и вход в Кремль. За башней видна Часозвоня
Первое, что видит посетитель при входе в Новгородский кремль через эту арку — памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружности горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).
Всего памятник содержит 128 фигур.
Скульптурные изображения делятся на три уровня:
- Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
- Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
- В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
Ангел (православная церковь) и коленопреклоненная женщина (Россия) — верхний уровень памятника.
А теперь посмотрим второй уровень. Начинается все с князя Рюрика, который держит щит с датой. При пересчете на современный календарь эта дата дает 862 год — дата призвания варягов на княжение Киевской Русью.
Далее, слева от Рюрика, композиция Крещение Руси (988—989 годы): великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.
Следующая группа показывает начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер (русское холодное оружие), а в левой — бунчук (древко с привязанным хвостом коня либо яка, служившее в XV—XVIII веках знаком власти), попирает ногой побежденного татарского мурзу (эта скульптурная группа обращена на восток, к Москве).
Следующая группа посвящена основанию самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
Показанная далее скульптурная группа символизирует начало династии Романовых (1613 год): царь Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
И последняя группа -образование Российской империи (1721 год): Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу).
Теперь нижний ярус — 109 горельефов государственных деятелей. Они разделены на несколько групп. Первая группа — просветители (31 фигура). В эту группу входят Кирилл и Мефодий, великая княгиня Ольга, великий князь Владимир, летописец Нестор, Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский, митрополиты Алексий, Иона, Макарий и Платон, Максим Грек…
Следующая группа — государственные люди. Здесь — князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Иван III, цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I, императрица Екатерина II, императоры Александр I и Николай I, патриархи Гермоген и Филарет, государственные деятели Яков Долгоруков, Александр Безбородко, Григорий Потемкин, Михаил Сперанский
Далее следует группа Военные герои и люди. Здесь — Князья Святослав Игоревич, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Довмонт, Александр Невский, Михаил Тверской, Дмитрий Донской; Марфа Посадница, Ермак Тимофеевич, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин; военачальники Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Бурхард Миних, Алексей Орлов, Пётр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Кутузов, Дмитрий Сенявин, Матвей Платов, Пётр Багратион, Иван Дибич, Иван Паскевич, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Павел Нахимов
И последняя группа — писатели и художники. Среди прочих — Михаил Ломоносов, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Николай Карамзин, Иван Крылов, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Дмитрий Бортнянский
Как вы можете видеть на фотографиях, памятник мы обошли полностью. В таком же режиме мы обошли весь Кремль.
Напротив памятника находится Софийский собор. Заложен собор был в 1046 году князем Владимиром в присутствии его отца — Ярослава Мудрого. Закончен собор в 1050 году. Храмы такой конструкции — крестово-купольные с пятью нефами строились только в 11 веке. Кроме Новгородского, к ним относятся Софийские соборы в Киеве и Полоцке. После революции собор закрыли и вернули церкви в 1991 году.
За собором, примыкая к кремлевской стене, находится Софийская звонница, построенная в 15 веке.
К звоннице пристроен небольшой домик, в котором жили звонари. Практически все крупные колокола были утрачены во время Великой Отечественной войны. Уже после войны были отлиты новые колокола. Последний — к юбилею Новгорода в 2009 году. Первый удар в колокол сделал Президент России Дмитрий Медведев.
Около звонницы выход к реке Волхов. На берегу реки памятник, посвященный победе в Великой Отечественной войне.
На стене около колокольни есть смотровая площадка. Помимо осмотра колоколов и прослушивания звона (если попали в нужное время), отсюда начинается проход по стене.
Была прекрасная погода и мы пошли по стене. Это центральная улица Кремля, соединяющая ворота со стороны города и ворота со стороны Волхова.
Волхов… На другой стороне Гостиный двор и монастыри.
И снова Волхов…
Церковь Андрея Стратилата, построенная в 14 веке.
Ближняя на снимке башня — Дворцовая, за ней — Спасская.
Внутри Дворцовой башни — что-то вроде музея
Башня Кокуй и Покровская башня
Покровская башня и примыкающая к ней Покровская церковь
И напоследок жанровая сценка. Когда возвращались обратно, около памятника Тысячелетия России группа ребят показывала цирковые этюды. Ребята гуляли по Кремлю, просто остановились около памятника, показали свое умение и пошли дальше.
Вот и все про Новгородский Кремль.