Аахенский или Имперский собор (нем. Aachener Dom, Aachener Münster, Kaiserdom) — кафедральный собор епархии Аахена, в котором столетия короновались императоры Священной Римской империи. Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно). Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох — дворцовая капелла-усыпальница (796—806) Карла Великого, в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. В восточной части собора расположены готические хоры (1353—1414 гг). В промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) в соборе были помазаны на царство 35 германских королей и 14 королев. Аахенский собор одним из первых был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1978 году). Фотографии горгулий Аахенского собора находятся здесь
Аахенский собор
Недалеко от входа в собор установлена его бронзовая модель
У входа в собор установлена бронзовая фигура медведицы, отлитая в Древней Греции в 3 веке до нашей эры, и привезенная из Рима в Аахенский собор во 2 веке. Некоторые исследователи считают, что это не медведица, а волчица, и её установка в соборе олицетворяла связь между Древним Римом (Ромул и Рем, вскормленные волчицей) и Священной Римской Империей, главным собором которой был Аахенский собор.
Центральной частью собора является Октагон, восьмигранная капелла, построенная в период с 795 по 803 годы. Она также известна под названием Дворцовая капелла, поскольку была частью дворца Карла Великого. Образцом послужили византийские церкви Равенны, Рима и Константинополя. Конструкция с высоким куполом была первой в период после античности, построенной к северу от Альп.
В центре Октагона на высоте около 4 метров над полом висит люстра, которую называют люстрой Барбароссы, поскольку она была подарена собору императором Барбароссой и его женой. Люстра имеет диаметр больше 4 метров и изготовлена в период с 1165 по 1170 годы. Форма люстры символизирует стены Нового Иерусалима.
Вокруг восьмигранника (Октагона) проходит галерея, имеющая 16 граней. Низкие своды галереи также украшены мозаичными изображениями.
Из Октагона проход ведет в алтарную часть, за которой находятся хоры.
Перед алтарной частью установлен образ Марии Аахенской, датируемый 14 веком
На переднем плане основной алтарь с золотой алтарной доской, выполненной в 1020 году.
На алтарной доске изображены страдания Христа. В центре, между фигурами Марии и архангела Михаила изображен Христос, правящий миром в окружении символов четырех евангелистов.
Бронзовый пюпитр
За алтарем находятся готические хоры, так называемый "Аахенский стеклянный дом". Хоры имеют высоту 32 метра, площадь остекления около 1000 квадратным метров. В середине прошлого века все витражи были заменены на современные.
В двух золотых реликвариях хранятся священные реликвии. В ближнем к нам ларце находятся: исподнее платья Девы Марии, пелены Младенца Христа, пояс, который Христос носил во время распятия, и покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. В втором ларце - мощи Карла Великого.
Реликварий Девы Марии
Образ мадонны 16 века
Золотой амвон императора Генриха II. Изготовлен до 1014 года. До начала 15 века находился в Октагоне, и был перенесен на хоры после их окончания.
Замковый камень (в готической конструкции место соединения свода)
Алтарь в одной из боковых часовен
Потолок часовни
Витражи часовни