Шпайерский собор (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) — большой имперский собор в городе Шпайер. Самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле. С 1981 года — объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1030—1061 годах императорами Священной Римской империи. В то время в Шпайере жило около 500 человек, и Шпайерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера. В течение тысячи лет собор неоднократно реставрировался и дополнялся, менял свой внешний вид. Самая большая катастрофа в истории собора имела место в 1689 году, когда солдаты французского короля Людовика XIV разрушили его, оставив почти только стены, и осквернили находящиеся в соборе захоронения. В 1772—1784 годах собор был реставрирован и дополнен вестибюлем и фасадом, однако вскоре снова захвачен и осквернён французами. В 1846—1853 состоялась полная реставрация и украшение величественными фресками на средства баварского короля Людвига I.
Собор настолько большой, что полностью сфотографировать его можно только издалека. Вид с юго-запада. На этой фотографии хорошо видна разница в цвете материалов между основным храмом и западным фасадом, полностью уничтоженным французами в 1689 году, и отстроенным заново в середине 19 века.
Вид на собор с севера
Несколько фотографий южной стены собора
Восточная часть собора с апсидой хоров.
Вестверк (западный фасад), восстановленный в неороманском стиле в середине 19 века
Центральный портал
Бронзовая дверь собора со сценами из Ветхого и Нового заветов.
Бронзовая дверь изнутри
Центральный неф. Высокие своды, слепые аркады.
Под окнами верхнего яруса картины на библейские темы в стиле назарейцев. Назаре́йцы или назаре́и (нем. Nazarener), официально «Союз святого Луки» (нем. Lukasbund) — группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. Известны полотнами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стилизованными под итальянское искусство XV века (раннее Возрождение).
На стенах боковых нефов барельефы на темы станций Крестного пути (Via Dolorosa)
Западная стена с органом и центральной бронзовой дверью
Продольный неф перед средокрестием. Слева второй орган собора и статуя Марии, имени которой официально посвящен собор
Своды центрального нефа
Необычная подставка для свечей
Средокрестие - купол и своды поперечного нефа
Хоры находятся на возвышении. Две фотографии двух сторон центрального нефа с хор.
Хоры
Боковые нефы
Скульптурная группа "Масличная гора" посвящена событиям в Гефсиманском саду в вечер ареста Иисуса. Стояла в центре клуатра, построенного в начале 16 века. После пожара 1689 года клуатр не стали восстанавливать, чтобы обеспечить свободный подход к собору со всех сторон. Скульптура также сильно пострадала при пожаре, но полностью восстановлена так и не была.