Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в городе Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира. Места, на которых сегодня находится собор, являлись, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживавших здесь христиан. В северной части города в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Последний, освящённый в 870 году Старый собор, был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов Священной Римской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе. Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. В XIV в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора. В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня, работы над которой были прекращены уже около 1450 года, упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено. Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня. Возможное объяснение этому факту может дать средневековая легенда. Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно. Когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать. Есть еще страница Горгульи в Кёльне
Западный фасад, построенный в 19 веке. Но работы продолжаются - на левой башне строительная кабина (см. введение...)
Западный портал имеет три входа. Слева - портал Трех Королей, построенный в 1880 году. Справа - портал св. Петра, созданные в 1380 году. Это единственный портал средневекового собора. В середине - главный портал. Он не имеет собственного имени, просто - Главный.
Главный портал
Фигура Девы Марии на главном портале
Портал св. Петра. От средневекового портала конца 14 века сохранились не все фигуры - только три слева и две справа. Разницу в фигурах 14 и 19 веков можно заметить по их цвету
Южный фасад. Слева - портал святой Урсулы, в центре - портал Пасхи, справа - портал св. Гереона. Все скульптуры относятся к середине 19 века. Во многом благодаря этим скульптурам южный портал собора относится к шедеврам неоготики.
Восточная сторона собора. Апсида вокруг хоров относится в средневековой части собора.
Львиный фонтан со южной стороны собора
Центральный неф имеет длину 144 мм и является самым большим в Германии, и одним из самых больших в мире. Высота свода 43,35 метра, что делает Кёльнский соборо по этому показателю четвертым собором в мире после собора Пальма-де-Майорка (43,74 мм), Миланского собора (46,80 м), и собора в Бове (48,50 м).
Собор построен по классической трехъярусной схеме готических храмов - над арками, отделяющими боковые нефы от среднего, находится трифорий - узкая невысокая декоративная галерея.
В Кёльнском соборе несколько органов - два малых и два больших. Один из больших органов собора расположен в главном нефе перед средокрестием (местом пересечения основного и поперечного нефа). На этой фотографии за органом влево уходит левая часть поперечного нефа.
Правая (южная) часть поперечного нефа
Левая (северная)часть поперечного нефа
Средокрестие (место пересечения продольного и поперечного нефа). В центре алтарь средокрестия...
Галерея вокруг хоров
Вид с галереи вокруг хоров на стены над хорами. Фрески с ангелами выполнены в 1838 году.
Главная реликвия Кёльнского собора. - Рака Трех Королей. В ней хранятся мощи Трёх королей (Трех царей-волхвов). Рака трёх царей-волхвов (нем. Dreikönigsschrein) — самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр средневекового лотарингского искусства. Изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу. Мощи трех царей были вывезены из Константинополя в Милан в 344 г. Восемь столетий спустя, в 1164 г., Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю. Николай Верденский, знаменитый на всю Европу золотых дел мастер, начал работу над тройным реликварием в 1181 году. Каждый из трёх царей покоится в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Её ширина 110 см, высота 153 см, длина 220 см. По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных каменьев и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.
Над выходом галереи вокруг хоров в северный поперечный неф установлена художественная перемычка.
В северной части поперечного нефа установлен второй основной орган собора.
Скульптура Мадонны...
Крест Геро. Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Оттона I. Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперёд, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом
Окно на южной башне фасада, божественная история от сотворения мира до Нового завета, 1884 г.
Оплакивание Христа, 1847 г.
Окно Троицы (Сошествие святого Духа), 1848 г.
Окно северного трансепта, 1865 г.
Большое окно на западном фасаде (высота окна 22 метра), 1865 г.
Фрагмент большого окна на западном фасаде
Окно бокового нефа с северной стороны, Рождение Христа, 1508 г.
Центральное окно на северной стороне, с мотивами рождения Христа и истории Кёльна 1509 г.)
Фрагмент центрального окна на северной стороне, 1509 г.
Фрагмент центрального окна с северной стороны, 1509 г.
Витраж со сценами из жизни св. Петра, 1509 год
Фрагмент витража св. Петра, 1509 г.
Окно южной стороны, Три Короля (Святые Волхвы), 1846 г.
Фрагмент окна Трех Королей