Католическая приходская церковь святого Стефана была построена в Майнце по распоряжению архиепископа Виллигиса в 990 году на самой высокой точке города. Существующая каменная церковь была построена вместо первой деревянной в 1340 году. Внутреннее убранство несколько раз менялось, Во время взрыва соседней пороховой башни в 1857 году все барочное внутреннее убранство было повреждено. Серьезные повреждения церковь получила во время бомбардировок Майнца союзными войсками в 1945 году. Уникальность убранства церкви святого Стефана заключается также в витражах работы Марка Шагала. Это единственные витражи работы Шагала в Германии. Многие годы после Второй мировой войны Шагал отказывался работать для Германии, поскольку не мог простить уничтожения евреев. У приходского священника церкви св. Стефана Клауса Майера ушло четыре года на то, чтобы уговорить Шагала взяться за работу. Дошло до того, что немецкий приходский священник вынужден был использовать последний аргумент - он был частично евреем. И его идея заключалась в том, что витражи Шагала должны были стать символом христианско-еврейского единения. В 1978 году Шагал в возрасте почти 90 лет взялся за эту работу. Фактически, это была последняя крупная работа Шагала - до своей смерти в 1985 году Шагал успел выполнить девять витражных окон. В силу возраста Шагал не посещал Майнц. Он выполнил акварельные эскизы, которые другими мастерами переводились в натуральный размер и выполнялись в материале. Выполняли витражи в Ателье Жака Симона в Реймсе (Франция). Там приготовленные стекла временно скреплялись и передавались Шагалу в его Ателье на юге Франции. Специальным составом художник прорисовывал детали и подробности черным цветом. Все это было в эскизах, но он считал необходимым окончательные штрихи вносить своей рукой. Закончить работу после своей смерти он завещал работнику Ателье Жака Симона Чарльзу Марку, с которым он работал 28 лет.
Церковь святого Стефана
Центральный неф, вид в сторону главных (восточных) хоров
Боковой неф... Шагал сделал три основных алтарных витража главных хоров на библейскую тематику, а на витражах боковых нефов присутствует растительный орнамент.
Витражи бокового нефа
Три основных витража Шагала в восточных хорах... Каждый витраж имеет свое имя (и посвящение) и состоит из нескольких независимых сюжетов на библейские темы.
Центральный витраж называется "Бог отцов". На нем четыре библейских сюжета.
На этом фрагменте два сюжета «Моисей, приносящий народу законы» и «Сон Иакова». В нижней части Шагал изобразил Иакова, сын Исаака, в тот момент, когда он бежит от своего брата. Он купил себе право первенца у своего брата Исава и выманил благословение старого, слепнущего отца. Недалеко от культового места под деревом он. ложится спать. Там он видит сон, который Шагал изображает: лестница падает с неба, по ней ходят туда-сюда ангелы, т.е. Бог беседует со своими тварями. Он обещает Иакову наследство. Через него будут благословенны все люди на земле. Так Яков становится Божьим посланником после Авраама и Исаака. В черной живописи Шагал осторожно наметил парящих ангелов. А в правой части вверху нарисована женская фигура, его будущая жена Рахиль.
Сюжет «Жертва Исаака». Бог проверяет веру Авраама, указав ему принести в жертву на костре его сына Исаака. Когда Авраам уже был готов убить сына, спустился ангел и указал на другую жертву - запутавшегося в кустах ягненка. Шагал изобразил Исаака: совершенно раскованно, свободно он лежит как жертва, несвязанный, на костре, подложив руку под голову, полный доверия к воле Бога, в духе которого он воспитан. Сарра, мать, стоит в стороне, она догадывается о тяжелом испытании, которое предстоит ей и ее мужу. В покорной позе, на коленях, она ждет воли Бога. Ангел в красном слетает прямо с неба и приносит ягненка, замену жертвоприношения. Справа сверху человек дует в шофар, у Шагала — символ благословения Господня.
Сюжет «Просьба Авраама». Авраам просит Бога пощадить развращенные города Содом и Гоморру, если в них найдется десять праведников. Не нашлось...
Сюжет «Авраам и три ангела». К Аврааму является Иегова в образе трех ангелов, чтобы сообщить ему радостную весть - в будущем году его жена Сарра родит ему первенца...
Слева от окна "Бог отцов" находится "Женское окно"
Сюжет «Молитва Сарры о ребенке».
Сюжет «Вирсавия и царь Давид». Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию, женщиной редкой красоты. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Давид позже раскаивался в содеянном. При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану). Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство.
Сюжет «Сватовство Исаака».
Сюжет «Дебора, судья и пророчица под пальмой»
Сюжет «Адам и Ева в райском саду»
Справа от окна "Бога отцов" находится так называемое "Мужское окно".
Сюжет «Слуга господа — Христос»
Сюжет «Мария с младенцем»
Сюжет «Царь Давид-псалмопевец»
Сюжет «Ной и ковчег»
Сюжет «Сотворение человека»
Одно из окон бокового придела
И еще окна боковых приделов