Германия. Майнц. Церковь св. Стефана (с витражами Шагала)

Католическая приходская церковь святого Стефана была построена в Майнце по распоряжению архиепископа Виллигиса в 990 году на самой высокой точке города. Существующая каменная церковь была построена вместо первой деревянной в 1340 году. Внутреннее убранство несколько раз менялось, Во время взрыва соседней пороховой башни в 1857 году все барочное внутреннее убранство было повреждено. Серьезные повреждения церковь получила во время бомбардировок Майнца союзными войсками в 1945 году. Уникальность убранства церкви святого Стефана заключается также в витражах работы Марка Шагала. Это единственные витражи работы Шагала в Германии. Многие годы после Второй мировой войны Шагал отказывался работать для Германии, поскольку не мог простить уничтожения евреев. У приходского священника церкви св. Стефана Клауса Майера ушло четыре года на то, чтобы уговорить Шагала взяться за работу. Дошло до того, что немецкий приходский священник вынужден был использовать последний аргумент - он был частично евреем. И его идея заключалась в том, что витражи Шагала должны были стать символом христианско-еврейского единения. В 1978 году Шагал в возрасте почти 90 лет взялся за эту работу. Фактически, это была последняя крупная работа Шагала - до своей смерти в 1985 году Шагал успел выполнить девять витражных окон. В силу возраста Шагал не посещал Майнц. Он выполнил акварельные эскизы, которые другими мастерами переводились в натуральный размер и выполнялись в материале. Выполняли витражи в Ателье Жака Симона в Реймсе (Франция). Там приготовленные стекла временно скреплялись и передавались Шагалу в его Ателье на юге Франции. Специальным составом художник прорисовывал детали и подробности черным цветом. Все это было в эскизах, но он считал необходимым окончательные штрихи вносить своей рукой. Закончить работу после своей смерти он завещал работнику Ателье Жака Симона Чарльзу Марку, с которым он работал 28 лет.

  • Церковь святого Стефана

  • Центральный неф, вид в сторону главных (восточных) хоров

  • Боковой неф... Шагал сделал три основных алтарных витража главных хоров на библейскую тематику, а на витражах боковых нефов присутствует растительный орнамент.

  • Витражи бокового нефа

  • Три основных витража Шагала в восточных хорах...
    Каждый витраж имеет свое имя (и посвящение) и состоит из нескольких независимых сюжетов на библейские темы.

  • Центральный витраж называется "Бог отцов". На нем четыре библейских сюжета.

  • На этом фрагменте два сюжета «Моисей, приносящий народу законы» и «Сон Иакова».
    В нижней части Шагал изобразил Иакова, сын Исаака, в тот момент, когда он бежит от своего брата. Он купил себе право первенца у своего брата Исава и выманил благословение старого, слепнущего отца. Недалеко от культового места под деревом он. ложится спать. Там он видит сон, который Шагал изображает: лестница падает с неба, по ней ходят туда-сюда ангелы, т.е. Бог беседует со своими тварями. Он обещает Иакову наследство. Через него будут благословенны все люди на земле. Так Яков становится Божьим посланником после Авраама и Исаака. В черной живописи Шагал осторожно наметил парящих ангелов. А в правой части вверху нарисована женская фигура, его будущая жена Рахиль.

  • Сюжет «Жертва Исаака».
    Бог проверяет веру Авраама, указав ему принести в жертву на костре его сына Исаака. Когда Авраам уже был готов убить сына, спустился ангел и указал на другую жертву - запутавшегося в кустах ягненка.
    Шагал изобразил Исаака: совершенно раскованно, свободно он лежит как жертва, несвязанный, на костре, подложив руку под голову, полный доверия к воле Бога, в духе которого он воспитан. Сарра, мать, стоит в стороне, она догадывается о тяжелом испытании, которое предстоит ей и ее мужу. В покорной позе, на коленях, она ждет воли Бога. Ангел в красном слетает прямо с неба и приносит ягненка, замену жертвоприношения. Справа сверху человек дует в шофар, у Шагала — символ благословения Господня.

  • Сюжет «Просьба Авраама». Авраам просит Бога пощадить развращенные города Содом и Гоморру, если в них найдется десять праведников. Не нашлось...

  • Сюжет «Авраам и три ангела». К Аврааму является Иегова в образе трех ангелов, чтобы сообщить ему радостную весть - в будущем году его жена Сарра родит ему первенца...

  • Слева от окна "Бог отцов" находится "Женское окно"

  • Сюжет «Молитва Сарры о ребенке».

  • Сюжет «Вирсавия и царь Давид».
    Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию, женщиной редкой красоты. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».
    Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Давид позже раскаивался в содеянном.
    При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану). Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство.

  • Сюжет «Сватовство Исаака».

  • Сюжет «Дебора, судья и пророчица под пальмой»

  • Сюжет «Адам и Ева в райском саду»

  • Справа от окна "Бога отцов" находится так называемое "Мужское окно".

  • Сюжет «Слуга господа — Христос»

  • Сюжет «Мария с младенцем»

  • Сюжет «Царь Давид-псалмопевец»

  • Сюжет «Ной и ковчег»

  • Сюжет «Сотворение человека»

  • Одно из окон бокового придела

  • И еще окна боковых приделов