Италия. Равенна. Арианский баптистерий

Арианский баптистерий в Равенне построен на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого, который был сторонником арианства. Арианство отрицало понятие Троицы, настаивая на том, что Сын родился от Отца, и значит не может быть с ним единосущным. Некоторое время арианский подход был основным в христианстве, позже (в 381 году) было окончательно осуждено, и сохранилось только за пределами Великой Римской Империи. Название «Арианский» было дано, чтобы отличать его от ранее возведенного в Равенне баптистерия, построенного епископом Неоном (баптистерий православных). При этом архитектура арианского баптистерия схожа с Баптистерием православных , который явно послужил моделью и для тематических мозаик арианского храма. В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.

  • Постройку баптистерия относят к концу V — началу VI веков, в этот же период была выполнена его подкупольная мозаика. В 561 году, после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторий Девы Марии. До 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны. Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.

  • Рядом с баптистерием во времена Теодориха стоял кафедральный собор Равенны, посвящённый сначала Воскресению, затем св. Фёдору и наконец Святому Духу. Нынешний собор Санто-Спирито является по большой части результатом перестройки, предпринятой в 1543 году.

  • В интерьере превосходно сохранились мозаики с изображением сцены Крещения Христа и апостолов.

  • Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Характерной для ранних его изображений особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа, персонификация реки Иордан в образе старца и излияние на голову Христа из клюва голубя, символизирующее помазание Святым Духом.

  • Вокруг центрального медальона подкупольной мозаики изображены двенадцать апостолов, идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) В отличие от православного баптистерия все апостолы в арианском храме изображены с нимбами. Фигуры апостолов разделены пальмами.

  • Крайний слева - апостол Петр

  • Престол уготованный