Италия. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей Галлы Плацидии — крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается, как построенная в качестве усыпальницы Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения, несмотря на мозаики, связанные с заупокойным культом. Она умерла в 450 году в Риме и, более чем вероятно, была погребена в родовой усыпальнице императора Феодосия Сан-Петронила недалеко от собора святого Петра. Мавзолей долгое время служил капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте — в люнете напротив входа. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия.

  • Внешний вид здания напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

  • Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью.

  • В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей).

  • Потолок в «ветвях» мавзолея покрыт сложным мозаичным орнаментом, символизирующим райский сад. На тёмно-синем фоне разбросаны окружности, звёзды и цветы. Такой орнамент является необычным для западной части Римской империи.

  • В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов.

  • Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, но опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты).

  • Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это — раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю.

  • На северном нижнем люнете (над входом в мавзолей) располагается мозаика "Христос — Добрый Пастырь" Такой сюжет мозаики часто встречается в христианских катакомбах и относится к категории заупокойных.

  • В южном нижнем люнете помещена мозаика, условно называемая "Святой Лаврентий"

  • Справа человек в развевающихся белых одеждах, с крестом и книгой в руках, идет к центру мозаики. Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре книги, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн, то есть, очевидно, четыре Евангелия. В центре мозаики под решёткой пылает огонь. Поскольку главный герой мозаики не подписан, основная версия — на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре.

  • В западной и восточной «ветвях» мавзолея можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара оленей жадно пьет из источника. Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии.

  • Фрагмент мозаики арки

  • Свод и верхний ярус люнетов

  • Символы евангелистов на своде