Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Sant'Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика, построенная в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.
Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.
Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.
Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), средний ярус — изображения пророков и святых, нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Процессия мучениц. Расположена на северной (справа от алтаря) стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц, выходящих из Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.
Все святые держат в руках мученические венцы, фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентицифирующие мучениц сокращённые надписи.
Мозаика с изображением порта в Классе (пригород,Равенны, теперь часть города), созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.
Мозаика с изображением города Классе
Процессия мучениц на левой стене базилики.
Здесь хорошо видно, что процессия мучениц двигается по направлению к престолу Богородицы.
Во главе процессии мучениц - волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар, приносящие свои дары Христу. Их фигурами византийцы заменили изображение жены короля Теодориха в первоначальной мозаике.
Престол Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами
Средний ярус мозаик - изображения святых и пророков. По краям - по три фигуры. Во всех остальных медальонах - по одной фигуре.
Левая стена, алтарная апсида и пресбитерий
От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста.
В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.
Потолок базилики
Вид от алтаря. Справа - северная стена, слева - южная
На южной )правой от входа) стене помещено монументальное изображение процессии мучеников.Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Святая процессия, проходящая по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу.
Иисус Христос, сидящий на троне, окружённый четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр.
Святой Мартин, в VI веке титульный святой базилики, одет в коричневые одежды, остальные святые мученики - в белом.
Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.
Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы.
Пояс святых и пророков на южной стене
Евангельские сюжеты. Притча о страшном суде (северная стена)
Евангельские сюжеты. Исцеление расслабленного в Капернауме (северная стена)
Евангельские сюжеты. Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней (северная стена)
Евангельские сюжеты. Брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой), северная стена.
Евангельские сюжеты. Поцелую Иуды (южная стена)
Евангельские сюжеты. Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки
Клуатр базилики