Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя. Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского. Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546—547 годы. (из Википедии)

  • Базилика построена в форме восьмиугольного храма византийского типа. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества с византийскими веяниями .

  • На заднем плане колокольня базилики, построенная в 13 веке.

  • Контрфорсы базилики

  • На заднем плане церковь Santa Maria Maggiore

  • Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией.

  • Купол ротонды был расписан только в 1780 году итальянскими мастерами.

  • Вогнутые поверхности апсиды и прилегающие стены и свод пресбитерия (пространство между нефом и алтарём) покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии. Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики.

  • Свод пресбитерия. Слева виден купол базилики.

  • Божественный Агнец

  • Ангелы....

  • Правая стена пресбитерия

  • Центр правой стены занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека.

  • Слева от центральной мозаики помещены две сцены из жизни Моисея: видение им Неопалимой купины на горе Хорив, и Моисей среди стада его тестя Иофора. В правой части изображён пророк Исаия

  • Апостол Марк

  • Пророк Исайя

  • Апсида украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию (в честь которого освящена базилика), которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

  • Левая стена пресбитерия. Основная мозаика левой стены посвящена событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». По сторонам от центральной композиции изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых.

  • Центральная композиция левой стены: мозаики на темы из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три гостя сидят за столом, на котором лежат три хлеба, отмеченные знаком креста, Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины. На второй композиции основной акцент перенесён на божественную длань, которая отводит в сторону нож Авраама, занесённый над его сыном Исааком.

  • Божественная Троица

  • Пророк Иеремия

  • На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов. Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.

  • Императрица Феодора изображена стоящей на входе в храм, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви — золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры.

  • В центре мозаики - император Юстиниан. Он изображён, как и все другие фигуры, во фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу. Справа от него - епископ Максимиан с крестом в руке. На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus.

  • Арка, отделяющая основной храм от пресбитерия украшена 14 медальонами с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов.

  • Мраморный пол базилики