Италия. Равенна. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Раннехристианские памятники в городе Равенна

Равенна была столицей Западной Римской империи в V в., а позже, до VIII в., – центром владений Византии в Италии. Она имеет уникальное собрание раннехристианских мозаик и памятников. Все восемь зданий – мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископская часовня, мавзолей Теодориха, церковь Сан-Витале и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе – были построены в V-VI вв. Они отличаются огромным художественным мастерством исполнения, которое основано на искусном соединении греко-римских традиций, приемов христианской иконописи и восточных и западных стилей. (Официальный сайт ЮНЕСКО) Из восьми памятников мы увидели пять. Более подробно с всеми пятью памятниками и городом Равенна можно познакомиться здесь

  • Базилика Сан-Витале. Базилика построена в форме восьмиугольного храма византийского типа. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества с византийскими веяниями .

  • Вогнутые поверхности апсиды и прилегающие стены и свод пресбитерия (пространство между нефом и алтарём) покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии. Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики.

  • Свод пресбитерия. Слева виден купол базилики.

  • Божественный Агнец

  • Правая стена пресбитерия

  • Центр правой стены занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека.

  • Апостол Марк

  • Апсида украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию (в честь которого освящена базилика), которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

  • Левая стена пресбитерия. Основная мозаика левой стены посвящена событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». По сторонам от центральной композиции изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых.

  • Центральная композиция левой стены: мозаики на темы из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три гостя сидят за столом, на котором лежат три хлеба, отмеченные знаком креста, Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины. На второй композиции основной акцент перенесён на божественную длань, которая отводит в сторону нож Авраама, занесённый над его сыном Исааком.

  • На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов. Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.

  • Императрица Феодора изображена стоящей на входе в храм, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви — золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры.

  • В центре мозаики - император Юстиниан. Он изображён, как и все другие фигуры, во фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу. Справа от него - епископ Максимиан с крестом в руке. На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus.

  • Мавзолей Галлы Плацидии. Внешний вид здания напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

  • Потолок в «ветвях» мавзолея покрыт сложным мозаичным орнаментом, символизирующим райский сад. На тёмно-синем фоне разбросаны окружности, звёзды и цветы. Такой орнамент является необычным для западной части Римской империи.

  • Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью.

  • В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов.

  • В западной и восточной «ветвях» мавзолея можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара оленей жадно пьет из источника. Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии.

  • В южном нижнем люнете помещена мозаика, условно называемая "Святой Лаврентий". Справа человек в развевающихся белых одеждах, с крестом и книгой в руках, идет к центру мозаики. Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре книги, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн, то есть, очевидно, четыре Евангелия. В центре мозаики под решёткой пылает огонь. Поскольку главный герой мозаики не подписан, основная версия — на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре.

  • Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, но опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты).

  • Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это — раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю.

  • В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей).

  • Арианский баптистерий. Постройку баптистерия относят к концу V — началу VI веков, в этот же период была выполнена его подкупольная мозаика. В 561 году, после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторий Девы Марии. До 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны. Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.

  • В интерьере превосходно сохранились мозаики с изображением сцены Крещения Христа и апостолов.

  • Вокруг центрального медальона подкупольной мозаики изображены двенадцать апостолов, идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) В отличие от православного баптистерия все апостолы в арианском храме изображены с нимбами. Фигуры апостолов разделены пальмами.

  • Престол уготованный

  • Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

  • Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

  • Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса: верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), средний ярус — изображения пророков и святых, нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

  • Процессия мучениц. Расположена на северной (справа от алтаря) стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц, выходящих из Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами.

  • Мозаика с изображением порта в Классе (пригород,Равенны, теперь часть города), созданная в тот период, когда город и порт ещё существовали.

  • Все святые держат в руках мученические венцы, фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле, над головами идентицифирующие мучениц сокращённые надписи.

  • Здесь хорошо видно, что процессия мучениц двигается по направлению к престолу Богородицы.

  • Во главе процессии мучениц - волхвы Валтасар, Мельхиор и Каспар, приносящие свои дары Христу. Их фигурами византийцы заменили изображение жены короля Теодориха в первоначальной мозаике.

  • Престол Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённую четырьмя ангелами

  • От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста.

  • Потолок базилики

  • На южной )правой от входа) стене помещено монументальное изображение процессии мучеников.Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Святая процессия, проходящая по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу.

  • Иисус Христос, сидящий на троне, окружённый четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр.

  • Пояс святых и пророков на южной стене

  • Евангельские сюжеты. Исцеление расслабленного в Капернауме (северная стена)

  • Евангельские сюжеты. Притча о страшном суде (северная стена)

  • Евангельские сюжеты. Поцелую Иуды (южная стена)

  • Баптистерий православных (на фотографии - справа, слева - Кафедральный собор Равенны).

  • Византийские мозаики баптистерия разделяются на три цикла: над арками первого яруса строения (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика.

  • Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон со сценой крещения. Кроме (изображённого нагим) Иисуса и Иоанна Крестителя в нём присутствует Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами. Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.

  • Мозаики второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища)

  • В центре баптистерия расположена восьмиугольная купель (XIII в.) из греческого мрамора и порфира. Она была значительно переделана в XVI веке, но сохранила ряд оригинальных деталей. К ним относится высеченный из цельного куска мрамора амвон V в., стоя на котором священник совершал таинство крещения.