Италия_Флоренция

Флоре́нция (итал. Firenze [fiˈrɛnʦe]) — итальянский город на реке Арно, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. Ныне административный центр региона Тоскана. Население — 382 347 человек (2017). В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флоренция («цветущая»). В дальнейшем оно превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть остготов, византийцев, лангобардов и франков. В результате этих превратностей население существенно сократилось. Возрождение города началось в X веке. В 1116 году Флоренция превратилась в независимую коммуну. В XI—XII веках построены Баптистерий и церквь Сан-Миниато. В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио начали строить Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо), возвели Палаццо Веккьо. В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами. Конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Экономика города основывалась на производстве тканей из английской шерсти. В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но затем эпидемия чумы резко его сократила. Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка, сначала литературного, а потом разговорного; таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка. XIV век прошёл под эгидой готического стиля в архитектуре и «Декамерона» Джованни Боккаччо — в литературе. Страшная чума 1348 года (отображённая в этом сборнике ста новелл) унесла тысячи жизней, обернувшись огромной трагедией. В 1434 году к власти приходит династия Медичи. Козимо Медичи был грамотным правителем и прославился как меценат и покровитель искусств и художников. В эпоху его правления Флоренция превратилась в столицу искусств, а с его именем и именем его внука Лоренцо (Великолепного), продолжившего дело своего деда, связан период наивысшего подъёма и расцвета Флоренции. Со всех концов Италии приглашал Козимо лучших художников, скульпторов, архитекторов, литераторов и философов. Он поощрял занятия творчеством, вкладывал огромные деньги в создание и развитие художественных школ, академий, мастерских. Благодарные потомки назвали Козимо Медичи «Pater Patriae» (Отец Отечества). По заказу Козимо лучшими художниками были выполнены тысячи шедевров. Домашним учителем своего внука Лоренцо (Великолепного), будущего правителя Флоренции, Козимо Медичи назначил Марсилио Фичино — философа, гуманиста, переводчика, астролога, выдающегося мыслителя своего времени. Именно с именем этого человека был связан решающий поворот в истории гуманистической мысли в эпоху Возрождения. В 1462 году Медичи подарил Фичино имение в Кареджи, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов. Вокруг Фичино к тому времени сложилась группа единомышленников, объединённых идеями неоплатонизма — своего рода учёное братство, впоследствии и получившее известность под названием Платоновской академии. Академия более трёх десятилетий была одним из важнейших интеллектуальных центров Европы. В её состав входили люди самого разного звания и рода занятий — аристократы, дипломаты, купцы, чиновники, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники, люди искусства. Членами Академии, помимо Марсилио Фичино, были также и многие известные люди того времени — Микеланджело Буонаротти, Сандро Ботичелли, Лоренцо (Великолепный) Медичи, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано и многие другие. В стенах виллы Кареджи в Академии проходили диспуты участников. Главным критерием для участия во встречах была любовь к слову, к философии, к Богу, к людям, друг к другу. Платоновская академия стала впоследствии духовным центром Возрождения. Именно из стен Академии новые прогрессивные идеи вышли в свет, попали в университеты, зашагали по всей Италии, а затем распространились и на всю Европу, неся человечеству ознаменование новой эпохи, которую мы сейчас называем «Возрождение». Поэтому именно Флоренцию называют «колыбелью Возрождения», а Марсилио Фичино — человеком, стоявшим у его истоков. Лоренцо Медичи, внук Козимо, продолжил все начинания деда и также покровительствовал развитию гуманистических идей, философии, литературы, науки и искусства. Однако главенство Медичи было недолгим, уже в конце века после смерти Лоренцо народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период вписали свои имена в историю Флоренции такие великие личности, как Леонардо да Винчи, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Козимо вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке, существенно укрепив вновь созданное им великое герцогство Тоскана. 1448 год был одним из самых страшных в истории города. Во Флоренции свирепствовали чума и голод, и история донесла до настоящего времени праведные труды Святого Антонина епископа Флорентийского, который не только поддерживал горожан проповедями и благими поступками, но и пытался изготавливать средства борьбы с болезнью и лекарства, поддерживающие иммунитет. Национальная освободительная борьба Рисорджименто на целых шесть лет сделала Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865—1871 годы) — вслед за Турином и до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима. Этот период и статус оставили большой и неоднозначный след в облике города: была снесена часть исторического центра («чрева» города) с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. На этом месте (нынешняя Пьяцца делла Репубблика (итал.)) — был задуман помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Помимо того, рядом с Палаццо Питти (ставшим на эти годы королевской резиденцией), за садами Боболи, началось строительство королевских конюшен и манежа — в этом значительно реконструированном комплексе зданий теперь размещается флорентийский Институт Искусств . Значительный ущерб был нанесён городу бомбардировками во время Второй мировой войны. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого бойцами Сопротивления — Понте Веккьо. (из Википедии) Представленные здесь фотографии сделаны в январе 2017 года. Тогда мы с друзьями провели во Флоренции один вечер. Смогли посмотреть малую часть достопримечательностей Флоренции. Надеюсь, что эта страничка будет расширена и дополнена...

  • Вид с площади Микеланджело на реку Арно с мостами. На переднем плане - Понте Веккио (Старый мост)

  • Вид с площади Микеланджело на Палаццо Веккьо

  • Площадь Piazza della Santissima Annunziata. Одну из сторон площади формирует Istituto degli Innocenti - Институт невинности - Воспитательный дом.

  • На этой же площади в 1641 году были установлены два фонтана "Морские чудовища",

  • В центре площади в 1602 установлена конная статуя Фердинанда I Медичи, отца Козимо II Медичи.
    За статуей на фотографии видна одна из самых старых церквей Флоренции - базилика Сантиссима-Аннунциата (итал. Santissima Annunziata), построенная в 1250 году орденом сервитов. Церковь перестраивалась в 1444-1477 годах.

  • От Piazza della Santissima Annunziata прямая улица Via dei Servi ведет к кафедральному собору Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore — собор Святой Марии в цветах).

  • На момент постройки Дуомо (кафедральный собор) мог вместить все население Флоренции, составлявшее на том момент 90 000 человек. Отличительной особенностью собора является облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары), символизирующими цвета итальянского флага..

  • Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV—V века) было принято в 1289 году. Старому собору исполнилось 900 лет и он начал разрушаться. Кроме того, он стал мал для города в период быстрого роста населения. Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом бо́льшим в размере и богаче украшенным. В результате Санте Мария дель Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 году самым большим во всей Европе:
    Строился собор более одного века под руководством, как минимум, шести архитекторов. Первый камень в основание здания был заложен 9 сентября 1296 года, строительство началось в 1301 году под руководством Арнольфо ди Камбио. Вторым архитектором собора (после смерти Арнольфо ди Камбио) стал Джотто, который вместо самого собора стал строить колокольню. Сам Джотто умер, успев построить только первый ярус. После этого с различными перерывами собор строили другие архитекторы.
    К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен.
    Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад.
    Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

  • Главным украшением центрального входа стал барельеф, изображающий Иисуса Христа в младенчестве, восседающего на троне в окружении 12 проповедников. Выше этой композиции расположено огромное окно в ажурном переплете.

  • В интерьере собора находится несколько шедевров...

  • К шедеврам, безусловно, относится многоярусная роспись купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, выполненная в XVI столетии художниками Вазари и (после его смерти) Цуккари. Она изображает сцены из Страшного суда и, начинаясь на нижних кольцах красочными картинами смертельных грехов, заканчивается на верхних ярусах изображениями Богоматери и ангелов.

  • Вот так, по мнению Вазари, в аду наказывают за распутство и мужеложство...

  • Еще один шедевр - до сей поры работающие старинные часы, созданные в середине XV века мастером Уччелло. Необычность этого хронометра заключается в том, что движение стрелок происходит в противоположном направлении, а на циферблате обозначены 24 деления.

  • Одной из наиболее привлекательных частей собора Санта-Мария-дель-Фьоре является колокольня. Джотто начал строить ее в 1334 году, но до смерти успел построить лишь первый уровень. Несколько его последователей продолжили работу и в 1359 году строительство колокольни было закончено.
    Колокольня построена в готическом стиле и имеет высоту 85 метров.

  • Барельефы колокольни

  • Баптистерий собора посвящен (как и полагается) святому Иоанну Крестителю и был построен раньше самого собора, поэтому это - самая старая постройка на Соборной площади. Баптистерий был построен аж в V веке, и перестроен до нынешнего состояния в XI-XII веках. Мозаика на своде относится к XIV веку. Большую художественную ценность представляют ворота Баптистерия,. Наиболее древними являются южные двери (ворота), созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя - 20 верхних панелей и Основные Добродетели - 8 нижних панелей. Двое других ворот (северные и восточные) - результат творчества скульптора Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. и также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета.
    Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. . Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо. Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая).

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая). История Иосифа

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая). История Авраама

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая). История Иисуса Навина

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая). История Моисея

  • Восточные ворота Баптистерия (Врата Рая). Бюст - автопортрет Гиберти

  • Фасад собора

  • Колокольня

  • Орсанмикеле (итал. Orsanmichele, Or San Michele) — церковь во Флоренции, уникальное по своей форме и значению архитектурное сооружение. Этот дворец выполнял двойную функцию городского зернохранилища и храма.
    Орсанмикеле была построена в период с 1337 по 1350 гг. Название церкви произошло по имени женского монастыря VIII в., который находился на этом месте и назывался «Сан-Микеле в саду».
    В 1240 г. на этом месте возник рынок, где в открытой лоджии с пилястрами, защищавшей от дождя, велась торговля зерном. Свою роль в истории искусства церковь стала играть лишь с 1348 г., когда Европу охватила первая волна чумы. Церковь Орсанмикеле в это время разбогатела: выжившие в эпидемию чумы пожертвовали приходу из чувства вины или в покаяние 350 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города и позволило церкви заказать большую дарохранительницу из мрамора. Поскольку торговля зерном мало сочеталась с великолепной дарохранительницей работы Орканьи, рынок был перенесён в другое место. С этого времени нижний этаж Орсанмикеле служил исключительно религиозным целям, и впервые в истории Флоренции торговля уступила перед искусством. Верхние этажи продолжали выполнять функции запасного зернохранилища вплоть до начала XVI в.
    В XIV в. за зданием закрепилась новая функция — центра ремесленных цехов. В последующие десятилетия цеховые гильдии пожертвовали средства на создание скульптур своих святых покровителей и других святых, разместившихся в 14 нишах на четырёх внешних стенах церкви. Цеховые гильдии были достаточно богаты, чтобы нанимать известных художников: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо.

  • Выходим на площадь Синьории.перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. Площадь была центром политической жизни во времена Флорентийской республики.
    На площади базировалась Синьория Флорентийской республики. Резиденцией являлся дворец Синьории (итал. Palazzo della Signoria), построенный Арнольфо ди Камбио в 1298—1310 годах. Именно этот дворец теперь известен как палаццо Веккьо. Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости (итал. Gonfaloniere della Giustizia). В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Весь этот период они обязаны были находиться в этом дворце, собирать Коллегии (Collegi) и принимать решения.
    Если в результате голосования было необходимо кого-то казнить, то жертву помещали в каморку над залом заседаний, находившуюся в башне под колоколом. В 1433 году там был заключён Козимо Медичи, и там же в 1498 году провёл свои последние дни Джироламо Савонарола. После прихода к власти Козимо Медичи все республиканские учреждения были ликвидированы, а сам Козимо поселился в палаццо Веккьо. В 1478 году на площади в оконных проёмах дворца были повешены заговорщики, напавшие на Лоренцо и Джулиано Медичи. 23 мая 1498 года на площади были сожжены Савонарола и два его сподвижника-доминиканца. Об этом событии напоминает круглая плита, установленная на мостовой перед Фонтаном Нептуна[en].

  • Лоджия Ланци была построена в период с 1376 по 1382 год и предназначалась для собраний и приёмов Флорентийской республики. В настоящее время она представляет собой музей под открытым небом. Здесь установлены многочисленные скульптуры, изображающие мифологических античных героев. Среди скульптур — «Похищение Поликсены» работы Пио Феди, «Геркулес и кентавр» Джамболоньи), «Персей с головой Медузы» работы Челлини и «Похищение сабинянок» Джамболоньи.

  • Фонтан Нептуна был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году.
    Справа от фонтана - скульптура «Мардзокко» (лев с ирисом на щите) создана Донателло.

  • «Давид» работы Микеланджело (1501—1504) был установлен слева от входа во дворец (в 1873 году оригинал был заменён на копию). Скульптура была изготовлена во времена Второй республики (1494—1512). Под Голиафом, на предстоящей схватке с которым сосредоточен Давид, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить город.

  • Понте-Веккьо (итал. Ponte Vecchio, Старый мост) — мост во Флоренции, расположенный в самом узком месте реки Арно, почти напротив галереи Уффици. Это самый старый мост в городе: он был построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти и сохранил свой первоначальный облик до наших дней. Изначально здесь находились лавки мясников; сегодня тут расположились ювелирные магазины и продавцы сувениров.
    В продолжение многих веков мост служил местом оживлённой торговли. Существует предположение, что именно здесь зародилось понятие банкротства: когда торговцу нечем было отдавать долги, прилавок, на котором он размещал свои товары («banco»), разламывался («rotto») стражей, присланной туда. Эта практика стала называться «bancorotto» (разбитый прилавок; возможно, это название происходит от «banca rotta», что значит «разорённый банк»). За неимением прилавка торговец уже был не в состоянии что-либо продать.
    Начиная с XVI века лавки моста превратились в ювелирные магазинчики и мастерские. Поэтому его стали также называть «Золотым мостом».

  • Над строениями идет Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для того, чтобы Козимо I мог спокойно проходить из палаццо Веккьо в палаццо Питти, так как в те времена на мосту располагались лавки мясников, и от моста исходило сильное зловоние. Вдоль коридора идет ряд небольших круглых окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чём говорят простые люди внизу на мосту.

  • На мосту находится также бюст Бенвенуто Челлини, к которому традиционно приковывают «замки любви».

  • Галерея Уффици, один из самых лучших художественных музеев мира.